Четверг, 02.05.2024, 18:05
Приветствую Вас, Гость

История кубика Рубика

Наверняка каждый хоть раз в жизни слышал о головоломке, которая представляет собой куб 3х3х3 с хитроумным механизмом внутри. В бывшем Советском Союзе эту игрушку вертели все — школьники, домохазяйки, пенсионеры, профессоры... Как утверждает статистика, этой игрушкой увлекался каждый восьмой житель Земли.

А извесно ли Вам имя изобретателя этой чудесной головоломки? "Рубик!" — ответите Вы и будете лишь отчасти правы. На самом деле Эрно Рубик был далеко не единственным конструктором, который запатентовал подобную разработку.

Первым по праву может считаться Вильям Густафсон (William Gustafson), получивший американский патент ещё в 1958 году. За ним следует британец Фрэнк Фокс (Frank Fox), который в 1970 году изобрел подобную модель (патент им был, правда, получен лишь в 1974-м). Третьим был американец Лари Николс (Larry Nichols), сконструировавший кубик в 1970-м (патент он, правда, получил раньше англичанина, еще в 1972 году). И наконец, четвертый претендент на лавры создателя рубика — японец Тератоши Ишиге (Terutoshi Ishige), получивший патент на кубик в 1976 году.

Сам же Рубик смог запатентовать свое изобретение лишь 30 января 1975 года, однако авторские права изобретателя были подтверждены только 31 декабря 1977-го.

Что же позволило жителю далеко не самой благополучной Венгерской Народной Республики обойти представителей крупнейших индустриальных держав?

Как всегда в дела великих изобретений вмешались сложившиеся обстоятельства. Кроме того, как считается, кубик Рубика оказался чуть более технологичным.

В 1970-е годы Эрно Рубик (Erno Rubik) трудился преподавателем на факультете интеръерного дизайна (Department of Interior Design) будапештской Академии прикладных искусств и ремесел (Academy of Applied Arts and Crafts).

Эрно преподавал венгерским студентам промышленный дизайн и архитектуру. Увлекался также геометрией и трёхмерным предметным моделированием. Эрно считал это увлечение идеальным тренажером для пространственного мышления.

Вначале игрушка представляла собой набор из 27 деревянных кубиков с разноцветными гранями.

Мнения по поводу идеи изобретения различны. По одной из версий, при помощи данного учебного пособия Рубик пытался втолковать непонятливым воспитанникам основы математической теории групп.

Однажды, когда изобретатель сидел на берегу Дуная и всматривался в прохладные речные волны, взгляд ученого привлекла обычная речная галька, и он решил вместо 156 граней оставить лишь 54 внешние грани. После этого Рубик пришел к мысли использовать шесть цветов.

Пока Рубик вынашивал идею и совершенствовал изобретение его друзья, студенты и знакомые становились первоиспытателями головоломки.

В 1975-м Рубик получил венгерский патент на своё изобретение. Однако выпуск опытной промышленной партии кубиков состоялся лишь в конце 1977-го.

Игрушка появилась на прилавках под названием "Волшебный кубик". Спрос на нее был небольшим. Не исключено, что события и дальше развивались бы с черепашьей скоростью, если бы игрушкой не заинтересовался немецкий компьютерный предприниматель венгерского происхождения Тибор Лакзи (Tibor Laczi).

Он увидел кубик совершенно случайно во время деловой поездки в Венгрию. — он зашёл выпить кофе и заприметил вещицу в руках у официанта кафе. Увлекающийся математикой Лакзи пришёл в восхищение от игрушки и буквально на следующий день прибыл в государственную торговую фирму Konsumex и предложил продавать кубик на Западе.

В феврале 1979 года Лакзи привез кубик на Нюрнбергскую ярмарку игрушек (Nuremberg Toy Fair). Правда, не в качестве официального экспоната. Помня о собственном опыте знакомства с предметом, Лакзи попросту бродил по выставке с кубиком и завлекательно им покручивал.

Однако манипуляции Лакзи не оправдали его надежд найти немецкого дистрибьютора. Все же в итоге Тибор набрёл на англичанина Тома Кремера (Tom Kremer).

Кубику и его создателю еще раз крупно повезло. Кремер сам был успешным изобретателем игр и игрушек — он владел соответствующего профиля лондонской компанией Seven Towns Ltd. и был хорошо знаком со многими воротилами игрушечного бизнеса. Вдобавок, Кремер часто представлял интересы сторонних изобретателей, и, что самое ценное, оказался венгром по материнской линии.

В результате два бизнесмена заключили пакт: Лакзи будет бороться с венгерской бюрократией, а Кремер отправится в кругосветный рекламный вояж для привлечения интереса к разноцветному чуду. Однако уже в который раз неофитов кубика ждало разочарование. Кубик-де слишком сложен и дорог в производстве. Кубик слишком абстрактен и умозрителен.

В сентябре 1979-го Кремеру удается заманить в Будапешт вице-президента службы маркетинга солидной американской компании Ideal Toy Corporation (позже куплена корпорацией CBS).

В процессе переговоров всплыла одна проблема. Кубик был запатентован только в Венгрии, и в течение года после этого на него не был получен международный патент. Тем временем американцы имели странную привычку торговать товарами, авторские права на которые официально были зарегистрированы на территории США.

Чтобы хоть как-то уладить это препятствие, в самом начале 1980-го "Магический куб" (Magic Cube) решено было переименовать в кубик Рубика (Rubik's Cube). Опять изобретателю повезло — его имя стало прочно ассоциироваться с обожаемым предметом.

Стараниями Лакзи и Кремера в январе-феврале 1980 года состоялся международный дебют кубика. Кубик представили на игрушечных ярмарках Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Нюрнберга. Демонстрировал его сам обаятельный Эрно Рубик.

Следующие два года стали временем всемирного помешательства, и только до конца 1982-го было продано свыше 100 миллионов официальных кубиков и в полтора раза больше подделок.



Р.Ф. У.Р. Ижевск © 2024
Хостинг от uCoz